Абривеатура DVD первоначально расшифровывалась как Digital Video Disk. Стандарт DVD разработан ещё в 1995 году консорциумом в который входили такие компании как Hitachi, JVC, Matsushita, Mitsubishi, Philips, Pioneer, Sony, Toshiba и некоторые другие. Несмотря на название, на DVD-диски можно записывать всё что угодно, от музыки до данных, поэтому в последнее время всё чаще встречается и другая расшифровка этого названия - Digital Versatile Disk. В вольном переводе означающая "цифровой универсальный диск". Главное отличие DVD-дисков от CD-дисков это объём информации, которая может быть записана на таком носителе. Если ёмкость обычного CD-диска составляет всего 640 мегабайт, то на DVD-диск может быть записано от 4.7 до 13 и даже до17 Gb. Достигается это несколькими способами. Во первых, для чтения DVD -дисков используется лазер с меньшей длиной волны, чем для чтения CD-дисков, что позволило существенно увеличить плотность записи. Кроме этого, стандартом предусмотрены так называемые двухслойные диски, у которых на одной стороне данные записаны в два слоя, при этом один слой полупрозрачный, и второй слой читается "сквозь" первый. С повышением плотности записи и уменьшением длины волны считывающего лазера, изменились и требования к толщине защитного пластмассового слоя, для DVD-дисков он составляет всего 0.6 мм, в отличие от 1.2 мм используемых в CD-дисках. Однако, что бы сохранить привычные размеры диска и избежать излишней хрупкости DVD-дисков, они заливаются пластиком с двух сторон, что бы итоговая толщина диска составила те же 1.2 мм, как у простых CD дисков. Это позволило записывать данные на обе стороны DVD-дисков, и таким образом удваивать их ёмкость, что иногда и делается.
Основные виды DVD дисков:
- DVD-5, 12cм, 4.7 Gb данных или свыше 2 часов видео, один слой на одной стороне.
- DVD-9, 12cм, 8.5 Gb данных или около 4 часов видео, два слоя на одной стороне.
- DVD-10, 12cм, 9.4 Gb данных или около 4.5 часов видео, на обоих сторонах по одному слою.
- DVD-14, 12cм, 13.24 Gb данных или около 6.5 часов видео, два слоя на одной стороне, один слой на другой.
- DVD-18, 12cм, 17 Gb данных или более 8 часов видео, на обоих сторонах по два слоя. Пока что слишком дороги в производстве, поэтому их очень мало.
2. Что такое DVD-видео?
Это цифровое видео, сжатое по алгоритму MPEG-2 и записанное на DVD-диск. Формат - 25 кадров в секунду с разрешением 720 х 576 точек при глубине цвета 24-бит (PAL) или 30 кадров 720 х 480 х 24-бит (NTSC) (из за разницы в разрешении и fps фактический поток информации одинаков в обоих случаях, 10368000 пикселя в секунду). В несжатом виде это поток 30Mb в секунду, а двухчасовой фильм будет занимать более 100 гигабайт. Мало того что это огромный объем, так ещё и обеспечить непрерывный поток данных на скорости 30 мегабайт в секунду, необходимый для воспроизведения такого видео, совсем не просто. Поэтому и используется сжатие по стандарту MPEG-2. Кроме уменьшения размеров файлов, это позволяет снизить поток данных до 3-4 мегабайт в секунду. Очевидно, что чем сложнее сцена, тем хуже она поддаётся сжатию, и тем выше поток данных. Формат MPEG-2 первоначально разрабатывался для использования с высококлассной студийной аппаратурой, и существуют варианты с записями в разрешениях гораздо более высоких чем 720 х 576, но с появлением DVD оказалось, что этот формат идеально подходит для записи фильмов на DVD диски. Таким образом этот замечательный формат перестал быть прерогативой узкого круга профессионалов, а пришёл ко всем желающим. Более подробно про то, как работает MPEG-2 можно почитать в статье "Семейство форматов MPEG. Часть вторая - MPEG-2"
Алгоритм сжатия MPEG-2 очень эффективен - удаляется примерно 97% избыточной информации практически без ущерба для качества картинки, благодаря чему на DVD-диске можно разместить до 4-х часов высококачественного видео плюс до 8 вариантов звукового сопровождения, плюс до 32 вариантов субтитров на разных языках. У DVD есть еще масса других интересных возможностей, таких, как возможность задания возрастных ограничений на просмотр, интерактивность, быстрый переход в нужное место, возможность наблюдать сцену с различных точек (этот режим называется multi-angle view и очень любим изготовителями продукции порнографического содержания. Хотя есть и приятные исключения, например замечательный диск Metallica Cunning Stunts), и неограниченная по длине пауза идеального качества.
Кроме этого, MPEG-2 отлично подходит как для сжатия киноматериала, так и для сжатия видео. Для работы с видео в MPEG-2 существует возможность хранить кадр не целиком, а в виде двух полей (как он и записывается на видеокамеры, и как он показывается в большинстве телевизоров), что делает его идеальным выбором для этих целей. Не случайно именно в MPEG-2 транслируются современные спутниковые каналы, и именно MPEG-2 передаётся по сетям цифрового кабельного телевидения.
Звук на DVD-дисках записывается в самых различных форматах. Это и PCM (для записей, где требуется точность передачи звуковой картины, например - музыкальное видео), и Dolby ProLogic, и Dolby Digital (от 2.0 до 5.1 и Dolby Digital EX), и даже Audio MPEG 2.0 (этот стандарт для записи звука изначально предназначался для Европы, но скончался, не родившись). Звуковое сопровождение в форматах Dolby Digital, Dolby Digital EX и DTS широко используется в современных кинотеатрах. Все эти три формата объединяет одно - они воспроизводят несколько независимых каналов пространственного компрессированного звука, создавая тем самым реалистичную картину происходящего.
3. Насколько критичны DVD-видео диски к механическим повреждениям?
Из-за более высокой плотности записи на DVD-дисках, часто можно услышать мнение что к механическим повреждениям (царапинам, и тому подобному) они гораздо более чувствительны, чем обычные CD-диски. Безусловно, повреждения поверхности сказываются на качестве чтения с DVD-дисков, но, всё-таки, они не многим более чувствительны чем обычные CD-диски. Достигается это, прежде всего, гораздо более эффективным механизмом контроля ошибок, чем используется с CD-дисками. Кроме этого, в случае с DVD-видео даже ошибка чтения не будет иметь фатальных последствий. Скорее всего, вы просто увидите какой либо краткосрочный артефакт изображения, после чего всё пойдёт нормально. Исключением являются обширные и сильные повреждения, которые могут привести к тому, что диск вовсе не будет читаться. Впрочем, в этом DVD-диски ничем не отличаются от более привычных CD-дисков.
4. Что нужно, чтобы использовать DVD-диски на компьютере?
Необходим только DVD-drive, устройство для чтения DVD-дисков. Это устройство может проигрывать и обычные CD-диски, поэтому есть все основания предполагать, что со временем DVD приводы полностью вытеснят приводы CD-ROM. Как и CD-drive, DVD-drive делятся по скорости чтения, и 1x для DVD привода cоставляет 1.32 Мб/сек. Зная, что 1x для CD привода составляет всего 150 Кб/сек нетрудно подсчитать, что 16x DVD-drive должен читать CD-диски на скорости порядка 140x. Естественно, это не происходит 16x DVD-drive читают CD-диски, обычно, на 32-40x. Вообще то, по моему мнению, нет большого смысла покупать DVD-привод быстрее 6-8 скоростей. Такие приводы так же способны читать CD-диски на скоростях порядка 30x, а для проигрывания DVD-видео (основного занятия при работе с DVD-дисками) их скорости вполне хватает. А более высокоскоростные модели отличаются только большим шумом, тепловыделением и ценой. Для отвода тепла от высокоскоростных приводов можно использовать что-то типа кулера System Blower USYS или SHDC-A.
Кроме наличия DVD-привода, что бы смотреть DVD-видео, данные в формате MPEG-2, считанные с DVD-диска, необходимо декодировать, т.е. восстановить избыточную информацию, удаленную на этапе сжатия. Это можно сделать либо программно без применения специализированных аппаратных средств, либо с использованием аппаратного DVD-декодера.
5. Насколько необходим аппаратный DVD-декодер для просмотра DVD-видео?
Это, во многом, зависит от того, куда планируется выводить изображение. Аппаратный декодер проявит все свои возможности только в том случае, если изображение будет выводиться на экран телевизора. При работе с монитором изображение получаемое с помощью софтверных декодеров ничем не хуже, а иногда даже и лучше. По крайней мере при софтовом декодировании не будет жуткого замыливания на больших мониторах гарантированно получаемых при использовании плат типа Голливуд Плюс.
Другое дело, при работе с телевизором. Качество TV-выхода на большинстве современных аппаратных декодеров выше, чем на большинстве видеокарт, поэтому картинка получаемая с его помощью лучше. Причём это касается не только качества собственно картинки. Не многие видеокарты с TV выходами могут похвастаться тем, что они правильно работают с чрезстрочным изображением. Зато таких проблем лишено подавляющее большинство аппаратных DVD декодеров. И если при просмотре фильмов снятых прогрессивным источником (кинокамерой) это не имеет большого значение, то при работе с материалом полученным с видеокамерой, это может обернуться весьма неприятными эффектами. Самый распространённый из них - это гребёнка, или расческа, возникающая по краям движущихся предметов. Конечно, от неё можно избавиться, тем или иным способом, но это приведёт к очередным проблемам. Наиболее бросающаяся в глаза, это потеря плавности изображения. Как и почему это происходит, это слишком обширная тема, достойная отдельной статьи. А пока остаётся констатировать - если вам часто приходится иметь дело с MPEG-2 материалом сделанным с чрезстрочного источника (а теперь, с распространением бытовых DV камер, такая ситуация всё чаще), то вам стоит всерьёз задуматься о покупке аппаратного декодера.
Преимущества вывода видео на телевизор очевидны. Прежде всего это больший размер (как правило, согласитесь, что 51 и больше сантиметровые телевизоры распространенны гораздо больше, чем 21 и больше дюймовые мониторы), возможность подключения телевизоров с соотношением 16:9, возможность использования которых предусмотрена во многих DVD дисках. Ну а очевидным минусом является то, что большинство телевизоров имеют слишком малое разрешение, что не позволяет увидеть картинку максимального качества. Подробнее об аппаратном декодирование в статье "Аппаратное декодирование DVD. Creative PC-DVD Dxr3".
Ещё одним доводом в пользу аппаратных декодеров является то, что на них как правило имеется S/PDIF выход, с которого можно снять закодированный аудио-поток Dolby Digital или DTS. Подключив к нему специальный ресивер (оснащенный декодером AC3 или DTS) с соответствующей акустической системой, можно получить многоканальный звук и превратить компьютер в домашний DVD-театр. Впрочем, подобными возможностями обладают многие современные звуковые карты, и многие софтверные DVD-плееры умеют с ними работать.
К преимуществам аппаратного декодера относится и удобство работы. Видео, как правило, выводится независимо, прямо на телевизор. Что даёт возможность спокойно заниматься на компьютере своими делами, пока домашние смотрят кино. Хотя, справедливости ради стоит заметить, что поддержка нескольких мониторов (один из которых вполне может быть телевизором) - достаточно распространённая функция, среди современных видеокарт. Правда, не все программные проигрыватели DVD позволяют нормально использовать эти возможности (работать на одном мониторе, и смотреть кино на другом, не мешая друг-другу), но эта проблема решаема. Например, использованием ZoomPlayer.
6. Какие виды развёртки бывают, и чем они различаются?
Развёртка бывает чрезстрочной (interlaced) и прогрессивной (progressive). Чрезстрочная развертка используется на подавляющем числе современных телевизоров, прогрессивная развёртка на всех современных мониторах и на самых совершенных телевизорах и плазменных панелях. Прогрессивная развёртка означает что один кадр изображения выводится на экран целиком. С чрезстрочной развёрткой, используемой во всех стандартных телевизионных форматах (NTSC, PAL, SECAM) всё несколько сложнее. Телевизионный кадр состоит из двух полей (field), в одно из которых входят чётные строки, в другое нечётные. При показе поля рисуются последовательно, сначала чётные строки, потом нечётные (на самом деле, всё несколько сложнее. Какое из полей рисуется первым, и к каким кадрам они относятся, определяется файлом (MPEG-2 это позволяет). К слову, это может быть источником неприятностей, в руках у неопытного кодировщика. Но мы несколько отвлеклись). Из за инерционности человеческого зрения, мы видим плавную и непрерывную картинку.
Оборотной стороной этого является большая частота смены полей в телевизоре, картинка меняется 50 раз в секунду у PAL и SECAM и 60 раз в секунду NTSC, в то время как на самом деле изображение записано с частотой 25 и 30 кадров в секунду. Большинство фильмов снимается на кинокамеры (устройства с прогрессивной развёрткой, если можно так выразиться) со скоростью 24 кадра в секунду, поэтому для вывода таких фильмов на телевизионном экране требуются некоторые ухищрения. В случае с PAL и SECAM всё достаточно просто, фильм просто проигрывается со скоростью 25 кадров, ускорение на 4% практически не заметно. В случае с NTSC подобное не получится, поэтому приходится каждый третий кадр после двух показывать два раза подряд (1-2, 1-2-3-3, 1-2, 1-2-3-3), что приводит к некоторой дёрганости изображения. Таким образом, на устройствах с прогрессивной разверткой не только выше чёткость изображения (за счёт вдвое большего количества строк), но меньше частота кадров. И, соответственно, не такие плавные движения. Впрочем, и здесь не всё так просто, свои нюансы вносит как устройство на котором показывается изображение, так и сам источник.
Как уже говорилось, MPEG-2 позволяет хранить изображение в чрезстрочном виде. И для показа такого видео на прогресивном устройстве, приходится идти на некоторые ухищрения. Если оригинал записывался так же на прогрессивном устройстве, то всё достаточно просто, берётся два поля, они соединяются вместе, и получается исходный кадр. Этот процесс называется Re-interleaving, или weave.
Если же изображение изначально записывалось на чрезстрочном устройстве, например на видеокамере, то простое соединение двух полей приведёт к тому, что появится гребёнка. Для борьбы с этим печальным явление есть несколько способов. Самый простой, это выкинуть одно поле а оставшееся растянуть по вертикали в два раза (такой процесс называется bob). Это полностью убирает большинство артефактов изображения (к сожалению, иногда не все), но вдвое снижает вертикальную чёткость картинки. Поэтому более продвинутые системы и алгоритмы всё-таки складывают два поля, определяют области которые разнятся, и интерполируют (смешивают) их. Недостаток этого метода в том, что появляются полупрозрачные контуры по краям движущихся объектов (вместо гребёнки).
7. Какие виды записываемых DVD дисков бывают?
В отличии от записываемых перезаписываемых CD, где технология "устоялась" практически сразу же после выпуска, ситуация на рынке записываемых и перезаписываемых DVD намного сложнее. По какой то причине производители не смогли (или не захотели) договориться о едином стандарте. В результате появилось шесть различных форматов записываемых и перезаписываемых DVD. Это DVD-R for General, DVD-R for Authoring, DVD-RAM, DVD-RW, DVD+RW, и DVD+R.
8. Какой из форматов записи и перезаписи DVD более правильный?
Как это ни печально, но сегодня никто не сможет с полной уверенностью ответить на этот вопрос. Только время покажет, какой из форматов покажет себя более живучим. Как мне думается, бесповоротной и решительной победы не одержит никто. Будущее за универсальными приводами, которые умеют читать и писать сразу в нескольких форматах. А пока что придётся выбирать нужный привод самостоятельно, исходя из совместимости, цены привода и расходных материалов, и объёма, который можно записать на диск.
9. Насколько разные форматы записи и перезаписи DVD совместимы между собой, и обычными, читающими DVD-ROM приводами, как компьютерными, так и стационарными?
Бардак в стандартах не мог не привести к бардаку с совместимостью. Мало того что приводы поддерживающие различные форматы записи не могут писать друг на друга (что и понятно), так иногда они не в состоянии даже прочитать диск записанный по другой технологии. Причём чем старее модель привода, тем хуже ситуация. В полной мере это относится и к стационарным DVD-плеерам. Здесь ситуация, пожалуй, ещё хуже. С примерным положением дел можно ознакомиться в таблице:
DVD-ROM | DVD-R(G) | DVD-R(A) | DVD-RW | DVD-RAM | DVD+RW | |
DVD-ROM | Читает | Читает | Читает | Читает | Читает | Читает |
DVD-R(G) | Должен читать | Читает, пишет | Читает, не пишет | Читает, пишет | Читает | Читает |
DVD-R(A) | Должен читать | Читает, не пишет | Читает, пишет | Читает, не пишет | Читает | Читает |
DVD-RW | Обычно читает | Читает | Читает | Читает, пишет | Обычно читает | Обычно читает |
DVD-RAM | Редко, но читает | Не читает | Не читает | Не читает | Читает, пишет | Не читает |
DVD+RW | Обычно читает | Обычно читает | Обычно читает | Должен читать | Обычно читает | Читает, пишет |
DVD+R | Должен читать | Должен читать | Должен читать | Должен читать | Должен читать | Должен читать и писать |
Вертикаль ? диски.
Реальное положение дел отраженно и в этой таблице. Выражения вроде "должен читать" означают, что теоретических препятствий тому, что бы диск читался нет, но на практике это не всегда верно, в зависимости от модели к модели. Чем новее модель, тем, обычно, лучше ситуация. Если добавить сюда проблемы с чтением, которые могут возникнуть не по вине привода, а из за того что диск либо повреждён механически, либо просто плохо записан, то всё становится ещё запутаннее. В любом случае, точно ответить на этот вопрос можно только попробовав проиграть тот или иной формат в плеере. Для того что бы хоть как то решить эти проблемы, различными энтузиастами составляются списки совместимых и не совместимых с определёнными стандартами приводов. Наиболее полный из таких списков можно найти здесь: www.vcdhelp.com/dvdplayers.php.
Что хоть как то помочь пользователям разобраться в куче дисков разных форматов, DVD консорциум ввёл логотип DVD multi. Привод получивший такой логотип должен писать и читать DVD-R, DVD-RW, и DVD-RAM.
10. Что представляют из себя различные форматы записи и перезаписи DVD? С дисками какого объёма они могут работать?
Этому вопросу у нас посвящена целая статья. Читайте здесь: www.3dnews.ru/storage/dvd-r/
11. Как долго пишется DVD диск?
Одна скорость DVD составляет 1.32 mb/sec, и нетрудно посчитать, что для записи 4.7 гигабайтного диска с такой скоростью понадобится около 56 минут. Кстати, это даже меньше того времени, которое требуется для записи CD-ROM на одной скорости. Большинство современных приводов DVD-R, DVD-RW и DVD-RAM могут писать на скорости 2х, что составляет уже 28 минут требуемых для записи полного диска. Современные DVD+RW приводы поддерживают запись на скорости 2.4х, что составляет около 20 минут требуемых для записи 4.7 гигабайт.
12. Что такое miniDVD?
По сути дела это обычный CD, на котором записаны файлы в формате и в виде используемым на DVD. На один CD-R\RW диск вмещается 15-20 минут видео. Для этого формата нет чётко определённых стандартов, поэтому никто не может гарантировать работоспособность таких дисков на стационарных плеерах.
Главным источником проблем при проигрывании miniDVD на стационарных плеерах, является DVD привод. В самых запущенных случаях, он может просто не читать CD-R и CD-RW диски в любых видах. Но даже возможность чтения CD дисков ничего не гарантирует. Одна скорость DVD (в расчёте на что и делаются большинство miniDVD дисков) примерно соответствует 8-9 скоростям CD, а приводы устанавливаемые в стационарные плееры далеко не всегда могут похвастаться такой скоростью чтения CD. Ведь для проигрывания VCD и SVCD дисков более чем достаточно 4 скоростей. Чего недостаточно для miniDVD.
13. Что такое MicroDVD?
Этому понятию мы обязаны плееру под таким названием, найти который можно здесь: www.tiasoft.de.
Не смотря на столь гордое название, MicroDVD НИКАКОГО отношения к DVD не имеет. Не стоит себя обманывать. Содержимое MicroDVD диска, это обычный Divx, просто файлы на CD лежат в виде схожем с DVD. Так же как и обычные Divx, MicroDVD диски могут работать только на компьютере, и никогда на стационарном DVD плеере.
14. Что такое Home DVD video recorders, и чем он лучше/хуже компьютера?
Такие устройства появились относительно недавно. Из себя они представляют обычное бытовое устройство, которое может как читать DVD диски, так и записывать их. Поначалу такие устройства (например первый бытовой записывающий DVD-RW плеер, представленный Pioneer в Японии в 1999 году) вообще не были совместимы с стационарными проигрывателями. То есть, он мог проигрывать DVD видеодиски, на при записи диска данные записывались в своём формате, и не могли быть прочитаны на других плеерах. Делалось это с целью предотвращения разгула видео-пиратства. К счастью, такая ситуация не продлилась долго, и вскоре на рынке появились устройства способные создавать DVD диски совместимые с бытовыми плеерами. Вопрос, чаще всего возникающий при разговоре про такие устройства, это может ли такой плеер копировать DVD видео диски. Ответ - нет, не может. Бытовой записывающий DVD плеер работает точно так же, как и любой VHS плеер, он может записывать только аналоговый видеосигнал, подаваемый ему на видеовход. Единственное отличие, он не делает это в реальном времени (ведь полученный аналоговый сигнал надо ещё закодировать в MPEG-2. Поэтому в зависимости от модели плеера и установок, процесс записи может закончиться и через несколько часов, после окончания фильма). То есть, теоретически с его помощью можно скопировать DVD диск, но только при наличии второго DVD плеера, и отсутствии Macrovision защиты. Поэтому сама постановка вопроса, чем лучше или хуже компьютера Home DVD video recorder не правильна, это совсем разные устройства, с разным рынком.
15. Можно ли скопировать DVD диск. Как?
Конечно можно, и даже несколькими способами. То есть, в домашних условиях нельзя скопировать DVD диск один в один, благодаря многоэшелонированой защите, встроенной в стандарт. Но можно скопировать всю полезную информацию с диска, сняв защиту, разумеется. Про снятие защиты можно почитать здесь www.3dnews.ru/reviews/multimedia/dvd-rip/. После того как содержимое диска расшифровано, можно пойти несколькими способами. Во первых, можно пойти "в лоб". Сброшенный на HDD фильм бьётся на куски размером под одну CD-R болванку любым архиватором (например WinRAR), полученные части закатать на CD-R. Потом, когда возникнет желание насладиться записанным фильмом, всё вновь копируется на HDD, разархивируется, и смотрится. Несмотря на трудоёмкость процесса, иногда он имеет смысл. Записывающие CD приводы встречаются гораздо чаще, чем DVD, поэтому для многих это единственный способ сохранить именно DVD и именно в том виде, в котором он записан на оригинальном диске. Но самый правильный способ, конечно же, это использование DVD рекордера. Моя любимая программка для снятия защиты, DVD Decrypter умеет делать готовые ISO имаджи, пригодные для записи с помощью, скажем, Nero Burning ROM. Единственная проблема, которая может возникнуть, это размер диска. Все записываемые форматы DVD, на сегодня, позволяют записать только 4.7 гигабайта на сторону, в то время как двухслойные DVD диски, весьма популярные среди производителей видеопродукции, позволяют записывать до 9.4 гигабайта на сторону. В этом случае приходится "ремастирить" оригинальный DVD, и разбивать его на две части.
16. Как снять скриншот с DVD видео?
Сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. При проигрывании видео подаётся через overlay, поэтому если просто снять скриншот с экрана, всё что вы увидите вместо картинки, будет чёрный (или фиолетовый) экран. Тем не менее, некоторые софтверные DVD плееры могут обходить это ограничение, и снимают скриншоты своими силами. Если вы не смогли этого сделать, то можно отключить аппаратное ускорение проигрывания DVD (hardware acceleration), что позволяют делать почти все софтверные плееры. Это запретит использование overlay, и позволит снимать скриншоты чем угодно. Конечно, не забудьте включить ускорение обратно, после того как закончите с скриншотами.
17. Что такое анаморфное (anamorphic) изображение?
Это означает что широкоформатное изображение хранится на DVD диске в сжатом по горизонтали виде. Делается это потому, что стандартный размер кадра для DVD имеет соотношение сторон 4:3 (смотрите 2 вопрос), поэтому что бы вместить в этот формат широкоформатное изображение приходиться добавлять чёрные полосы сверху и снизу (Letterbox). Таким образом, когда изображение хранится в анаморфном (сжатом) виде, то не приходиться тратить пикселей для записи простого чёрного цвета, и больше остаётся для детализации картинки. В том что изображение именно анаморфное, плеер должен разобраться сам. Если этого не произойдёт, то вы увидите картинку с вытянутыми лицами (все будут очень худые и высокие), и овальной (а не круглой) Луной. В этом случае пробегитесь по настройкам плеера, найдите там раздел Aspect Ratio, и поменяйте его вручную, что бы всё стало нормально.
При просмотре анаморфной картинки на обычном, 4:3 телевизоре, приходится прибегать к некоторым ухищрениям. Например, может использоваться уже знакомый нам режим letterbox. В этом случае изображение сначала растягивается по горизонтали, а потом добавляются чёрные полосы сверху и снизу. При показе такого фильма с помощью стационарного плеера возможны проблемы из-за низкой разрешающей способности телевизора. Для преодоления этой проблемы стационарные плееры либо убирают каждую четвёртую горизонтальную полосу, либо пытаются масштабировать изображение с помощью более продвинутых алгоритмов. Что за алгоритм используется - определяется моделью плеера. Объединяет эти алгоритмы одно, ни один из них не обеспечивает такого качества, которое можно получить если произвести масштабирование и обрезку (letterbox) в студийных условиях на дорогостоящей студийной аппаратуре. При просмотре DVD на компьютере мы лишены этого недостатка, из-за высокой разрешающей способности современных мониторов, которые могут переварить всё что угодно из того, что может потребоваться для просмотра DVD.
18. От каких факторов зависит качество программного декодирования DVD?
Качество проигрывания зависит, прежде всего, от общей производительности системы. Наиболее важной её составляющей является, конечно же, мощность центрального процессора. Можно встретить различные мнения по поводу, какая система должна быть для того что бы можно было нормально смотреть DVD-видео с софтверным декодированием, но наиболее часто называют цифру 266-300 мегагерц, и процессор класса Pentium II. Такой процессор будет без проблем справляться с декодированием не очень сложных участков, но в сложных сценах будет наблюдаться выпадение кадров, что не очень приятно, но, в общем то, не смертельно. Что бы этого избежать, нужен гораздо более производительный процессор. Кроме частоты процессора огромное значение имеет видеокарта. Одним из важнейших условий является поддержка режима overlay на аппаратном уровне. Это означает способность выводить в окне изображение с глубиной цвета, отличной от глубины цвета на остальной площади экрана. Т.е. вы можете задать видеорежим с глубиной цвета 8 бит, а видео будет выводиться в окне со своей "натуральной" глубиной цвета 24 бита. Происходит это потому, что в режиме overlay данные идут непосредственно в видеосигнал, минуя видеопамять. Для того что бы система знала, куда выводить эти данные, используется технология colorkey, то есть данные которые идут через overlay заменяют пиксели определённого цвета (обычно чёрного или тёмно-фиолетового), что, кстати, является причиной того что при снятии скриншота обычным грабером, вместо изображения фильма получится просто чёрный или темно-фиолетовый квадрат. Но это еще не все. Видео в формате MPEG-2 кодируется в цвете формата YUV, который перед выводом на компьютерный монитор должен конвертироваться в RGB. Видеокарты с поддержкой overlay, как правило, умеют делать это аппаратно. Большинство современных видеокарт отвечают этим требованиям, но ещё можно встретить (с трудом) и такие, в которых эти возможности отсутствуют. На таких видеокартах программно декодировать DVD со сколько-нибудь приемлемым качеством нельзя. Вот их список: Matrox Millenium, Matrox Mystique, Matrox Millenium II, Diamond FireGL.
Кроме поддержки overlay, некоторые видеокарты имеют дополнительные аппаратные средства которые ускоряют и повышают качество процесса программного декодирования. Обычно это механизм Hardware Motion Compensation, который поддерживают такие видеокарты как ATI Rage Pro, Ati Rage128, ATI Radeon, S3 Savage 3D, S3 Savage 4, S3 Savage2000 и вся линейка nVidia GeForce, и многие другие. Видеокарты от 3Dfx, включая и последние, на VSA 100 подобными функциями не обладают.
Кроме этого, для качества воспроизводимой картинки имеет значение и то, какое разрешение стоит на desktop?е. Для фильмов в записанных как 4:3 оптимальным является 800*600, для 16:9 это 1024*768.
Для нормального декодирования IDE DVD-привод должен работать через DMA, в противном случае до 50% процессорной мощности будет уходить только на обработку обращений привода, что, самом собой, далеко не лучшим способом скажется на скорости программного декодирования. Большинство софтовых декодеров просто откажется работать без включенного режима DMA! Вообще-то, с этим проблем возникнуть не должно, W9x включает этот режим по умолчанию, но лишний раз проверить это не помешает. Для этого надо проверить System Properties, Device manager, Properties диска, в закладке Settings должен быть отмечен чекбокс DMA в W9x, и System Properties, Hardware, Device manager, Properties IDE контролёра (IDE ATA/ATAPI controllers, Primary IDE channel и Secondary IDE channel) на закладке Advanced Settings в окошке Transfer Mode должно стоять DMA if aviable в W2k.
А ещё огромное значение для качества декодирования имеют "способности" программы-декодера, которая используется. Программы рекомендую поискать на dvdsoft.online.fr/main.html, другой более простой адрес этого ресурса - http://www.dvd.da.ru/
19. Какой звук можно встретить на DVD?
Наиболее популярные методы кодирования звука на DVD это Dolby Digital и PCM. Первый использует свой собственный вид компрессии, разработанный в лабораториях Dolby. Иногда этот метод кодирования называют AC3. Хотя главной особенностью Dolby Digital является поддержка 5.1 звука, такой звук не является обязательным. В природе можно встретить AC3 дорожки с обычным стерео звуком, и даже моно. PCM звук - это максимум стерео, сходный с обычным WAV. Кроме этого, на DVD можно встретить звук сжатый в MPEG (редко), и DTS (в последнее время всё чаще). DTS лучший звук что можно встретить на DVD (не не лучшее, что можно встретить на цифровых носителях вообще), поэтому звук в этом формате всегда 5.1.
Кроме этого, на одном и том же диске может быть несколько на первый взгляд одинаковых звуковых дорожек (на одном и том же языке). Отличаться они будут только количеством звуковых каналов, 5.1 или простое стерео. Сделано это, судя по всему, для облегчения жизни владельцам простых стерео систем, что бы они не зависели от того насколько качественно их аппаратура смешает 6 каналов в два.
20. Звуковое сопровождение при программном декодировании?
Самый простой метод, это микширование звукового сопровождения в обычный стерео и вывод на пару колонок или в наушники подключенные к звуковой плате компьютера. Из преимуществ этого метода можно отметить только то, что таким образом можно "слушать" DVD практически на любой звуковой плате. Его же недостатки очевидны, звук на DVD-видео обычно записывается в гораздо более совершенных форматах чем простое стерео, и всего этого богатства на двух каналах услышать невозможно. Поэтому в некоторых программных декодерах предусмотрена поддержка квадро-звука и вывод на две пары колонок. К сожалению, обычно такие декодеры не могут работать с любыми звуковыми картами поддерживающими 4 колонки. Наиболее часто поддерживаемыми являются Diamond Monster Sound MX 300 (в комплект ретайл поставки которой входил SoftDVD от Zoran, который прекрасно работал с ней. К сожалению, больше эта карта не производиться, и найти её в продаже становиться всё сложнее) и Sound Blaster Live! от Creative различных конфигураций. С помощью этих звуковых плат можно получить полноценный квадро-звук. Звучание при этом будет несравненно лучше, чем у обычного стерео (то есть у любого видеомагнитофона), но всё-таки даже это не максимум того, на что способно DVD. При наличии специального ресивера (оснащенного декодером AC3 или DTS) и соответствующей акустической системы, можно подключиться к S/PDIF выходу существующему на многих моделях SB Live! и на дочерней плате MX25 для MX300 можно получить 6 независимых звуковых каналов, то есть полноценный Dolby Digital 5.1
Для воспроизведения звукового сопровождения DVD настоятельно рекомендуем комплекты колонок "Cambridge Soundworks DTT2500" или "Cambridge Soundworks DTT 5.1", для наших целей это одно из лучших решений. Безусловно, гурманы могут поморщиться, и возразить, что существуют гораздо более продвинутые звуковые решения для прослушивания DVD, вот только стоимость таких систем выше стоимости самого компьютера, в несколько раз, и если вы решите что нужен такой звук, то вам определённо не нужен компьютер и программное декодирование для проигрывания DVD.
21. Чем отличается Dolby Digital 5.1 от DTS?
Если Вы способны слушать MP3, и не ощущать рвотных позывов при этом, то для Вас, скорее всего, ничем :-) А если серьёзно, то основным отличием DTS (Digital Theater Systems) от Dolby Digital является несколько другой формат сжатия данных. Данные сжимаются меньше, (алгоритм схож с PCM, используемым, например, в wav файлах) поэтому, считается, что звук более "живой". Кроме этого, DTS предусматривает гораздо более высокий поток данных, до 1536 kbps, против 448 kbps (хотя многие декодеры поддерживают до 640 kbps) у Dolby Digital. В остальном эти форматы практически одинаковы. Таким образом, что бы услышать разницу между DTS и Dolby Digital надо, как минимум, обладать высококачественной звуковоспроизводящей аппаратурой, на которой эту разницу можно услышать. На том что обычно подключается к PC, услышать этого практически невозможно.
22. Где найти программный декодер?
Ответ на этот вопрос может быть исключительно прост или исключительно сложен, в зависимости от опыта и возможностей каждого. Наиболее простым методом, является получить его вместе с каким-нибудь из компонентов аппаратного обеспечения. Программные декодеры иногда входят в состав программного обеспечения поставляемого с различными видеокартами, звуковыми картами, и некоторым другим оборудованием. Часто вполне работоспособные декодеры идут вместе с DVD-приводами, поэтому при покупке привода не поленитесь спросить у продавца про программный декодер. Если же случилось так, что ни один из вышеперечисленных способов не подошел, то можно поискать программные декодеры в сети. Можно обратиться на один из официальных сайтов производителей программных декодеров (их список будет в следующем вопросе), но, к сожалению, на официальных сайтах можно скачать только trial версии, которые имеют различные ограничения, наиболее часто встречающееся, это ограничение на проигрывание на 3-5 минут, после чего всё останавливается, что, само собой, делает эти версии непригодными для нормального использования. Конечно, вместе с выходом таких версий выходят и краки, которые снимают эти ограничения, но после этих краков выходят другие билды плееров, потом выходят ещё краки, потом ещё билды, и в итоге найти что-нибудь, что подходит одно к другому весьма проблематично. Поэтому, я бы советовал искать всё в комплекте, плеер/крак, а не по отдельности. Кроме этого, в сети возможно найти и полные, так называемые retail версии программных декодеров. На том же www.dvd.da.ru/ можно найти все что угодно, но ссылки часто устаревают. Кроме этого, можно попробовать поискать не сами декодеры а сайты связанные с DVD, и не связанные с официальными структурами или магазинами (например посвящённые DVD rip), и внимательно поизучать разделы ссылок на таких сайтах.
23. Региональная защита.
С целью предотвращения нелегального распространения DVD-видео дисков, ассоциация разработчиков DVD-дисков ввела в спецификацию DVD несколько методов защиты. Наиболее распространённой является региональная защита. Суть её такова. Разработчики поделили мир на несколько регионов:
- Канада, и США;
- Япония, Европа, Южная Африка, Ближний Восток (включая Египет);
- Юго-Восточная Азия, Восточная Азия (включая Гонконг);
- Австралия, Новая Зеландия, Тихоокеанские Острова, Центральная Америка, Южная Америка, Карибские острова;
- Бывший Советский Союз, Индийский полуостров, Африка (также Северная Корея, Монголия);
- Китай;
- Зарезервированный;
- Экстерриториальная зона (самолеты, круизные лайнеры и пр.), но она практически не используется.
Для снятия защиты на программном уровне, существует несколько способов. Наиболее простой, это использование программки под названием DVD Genie. Эта утилита позволяет менять региональный код многих популярных программных плееров сколько угодно раз. Однако, если она не знает версии вашей программы-плеера, то ничего с ним сделать она не сможет. Тогда придётся использовать программу под названием DVD Region Killer. Она действует более радикально. Вися в трее эта программка создаёт виртуальный драйвер, который перехватывает обращения системы к DVD приводу, и выдаёт "на гора" нужную информацию о региональном коде. Эта методика позволяет "обмануть" любые программы которые запрашивают эту информацию в среде Windows.
Но не стоит себя обманывать, для работы любой из этих утилиток обязательно наличие DVD привода со снятой региональной защитой. Процесс проверки кода происходит внутри привода, на аппаратном уровне, и если код не совпадает, то диск просто не будет читаться, и никакая внешняя программа этому не поможет. Код региона на современных дисках, как правило, может изменен не более 5 раз, после чего он записывается навечно, и стандартными средствами с этим поделать ничего нельзя (такие приводы называются RPC 2). Однако, не всё так мрачно. Первые модели DVD-приводов выпускались без региональной защиты, и если ваш привод медленнее чем 4x , то скорее всего защиты в нём нет (такие приводы называются RPC1). Начиная с 6х приводов защита начала появляться, а 10х модели уже практически все оснащены подобной защитой. Проверить это можно с помощью программы driveinfo. Только не забудьте перед проверкой выгрузить Region Killer, или другие подобные программы, если они загружены. Ведь они обманут не только программы для проигрывания, но и программу для проверки защиты привода.
Если ваш привод оснащён региональной защитой, то существует возможность найти прошивку firmware (это программное обеспечение которое зашивается в привод при изготовлении производителем, и управляет его работой), в которой региональная защита будет удалена (то есть, ваш привод из RPC 2 станет RPC 1, поэтому такие прошивки часто называются RPC 1 прошивками). Впрочем, такой прошивки может и не существовать, поэтому если вы предполагаете использовать DVD-диски из разных регионов, я бы советовал ещё до покупки DVD-привода поинтересоваться, существует ли RPC 1 прошивка для выбранной модели, или какой-либо ещё способ сделать эту модель region-free. Поискать прошивки можно здесь. Единственная проблема состоит в том, что, если прошить неправильную прошивку, или если что-либо пройдёт не так в процессе прошивки правильной, то вы останетесь с полностью неработоспособным приводом, и починить его в домашних условиях будет невозможно, так что будьте внимательны.
24. Как работает снятие региональной защиты?
Снятие региональной защиты у приводов может работать несколькими способами. Привод может выставиться на 0 регион, что соответствует мультизонным приводам. Кроме этого, прошивка может остановить счётчик смены зон, и меняться она будет на 5 раз, а сколько угодно. Каждый их этих способов имеет свои плюсы и минуты. Так, например, при неограниченном количестве смен зон никто не сможет сказать Вам, сколько циклов записи выдержит микросхема в которой хранится зона. С другой стороны, я не стал бы об этом сильно беспокоиться, обычно DVD привод умирает раньше, чем кончается ресурс. При установленной 0 зоне таких проблем нет, даже в теории. Зато возникают проблемы с некоторыми дисками, использующими RCE (region code enhancement) технологию. Суть её состоит в том, что диск проверяет регион, и играется только в том случае, если он совпадает. Какой именно метод используется для снятия защиты у конкретного привода, можно узнать в инструкции по снятию региональной защиты именно этого привода.
25. Защита от копирования.
Кроме региональной защиты в DVD-видео дисках может использоваться несколько методов защиты дисков от нелегального копирования. Прежде всего это Macrovision protection, предназначенная для предотвращения нелегального копирования с аналогового (телевизионного) выхода воспроизводящей DVD-видео аппаратуры. Суть этой защиты состоит в том, что в видеосигнал добавляются помехи, которые не дают сделать нормальную запись на видеомагнитофон. Естественно, эти же помехи будут воспроизведены если проигрывать DVD-видео диски на аппаратуре которая не поддерживает Macrovision, но в настоящее время такая уже давно не производится. Аппаратура которая поддерживает Macrovision способна фильтровать помехи, и показывать нормальную картинку.
Для предотвращения копирования содержимого DVD-видео диска на жёсткий диск компьютера (откуда его можно копировать как угодно, и на что угодно), используется Content Scrambling System (CSS). Суть её состоит в том, что содержимое диска шифруется, и для расшифровки требуется ключ, который получается из двух частей. Одна часть, это один из 400 хранящихся на каждом CSS DVD-видео диске, вторая часть ключа зависит от конкретного DVD-привода. Процесс расшифровки осуществляется программой-декодером, которая и проигрывает DVD-видео. Таким образом, если просто переписать содержимое DVD-видео диска защищённого с помощью CSS на жёсткий диск, то декодер не сможет получить вторую половину ключа, и данные не будут расшифрованы. Слабость этой системы состоит в том, что блок дешифрования должен быть встроен в каждый софтверный декодер, которые может проигрывать такие диски, и любой может абсолютно легально скачать такую программу, и препарировать её. В итоге произошло то, что должно было произойти. 16 летний норвежский программист Jon Johansen сумел разобраться в работе дешифровального блока, и выпустил программку называемую DeCSS, которая расшифровывает данные и позволяет записывать содержимое защищённых DVD-видео дисков в чистом виде на винт. Это событие послужило поводом к серии судебных разбирательств, которые не закончились до сих пор. Но пока эта программа запрещена для использования и прямое выкладывание её на WEB чревато разборками и проблемами.
26. Почему DeCSS не может расшифровать содержимое моего диска?
Эта утилитка была самой первой, и для расшифровки содержимого дисков использует набор ключей, хранящийся внутри программы. Кстати, именно этот набор и является одной из основных юридических претензий к DeCSS. В отличии от DeCSS современные программы для софтверного декодирования DVD при расшифровке содержимого дисков не просто подставляют ключ из списка, а используют механизм поиска ключа, который подразумевает нечто большее, чем просто перебор ключей из списка. Это дало возможность производителям DVD фильмов делать диски которые не могут быть расшифрованы DeCSS, и в последнее время таких дисков становится всё больше и больше. Однако, не всё так страшно. DeCSS была первой, но далеко не последней. Программы нового поколения делают всё то же самое, что и DeCSS, но лишены её недостатков. Они могут декодировать содержимое дисков, недоступных для DeCSS , и они не преследуются по закону, поэтому их можно свободно выкладывать в сети не опасаясь судебных преследований. С описанием таких программ можно ознакомиться прочитав нашу статью "DVD Rip. Взлом и копирование DVD", посвящённую вопросу перегонки DVD дисков в Divx. Там же можно и скачать всё необходимые программы.
27. Что такое Aspect Ratio, и какой он бывает?
Это просто соотношение экрана, длина к высоте. Означается двумя цифрами, например 4:3, что означает, если изображение поделить на 4 равные части по горизонтали, то сложив эти 3 части мы получим размер по вертикали. 4:3 это всем нам привычное соотношение обычного монитора и телевизора. Естественно, этот Aspect Ratio далеко не единственный.
Согласно данным журнала Widescreen Review в настоящее время на DVD встречаются следующие форматы:
28. Что такое Letterbox?
Размер кадра видео, лежащего на DVD стандартизирован. И соответствует aspect ratio 4:3. Для того что бы получить другой aspect ratio есть два способа, letterbox anamorph. Leterbox означает, что сверху и снизу изображение закрывается чёрными полосами, до тех пор пока оставшийся просвет не примет нужные пропорции. Таким образом, ширина этих полос зависит от требуемого aspect ratio. Чем дальше он от 4:3 (1.33:1), тем шире полосы.
29. Что такое PAN&SCAN? Так называется технология, которая позволяет показывать фильмы с любым aspect ratio на стандартных 4:3 телевизорах. Принцип её действия - просто не показывается часть изображения слева и справа. Однако, если резать "тупо" по центру, вполне возможна ситуация, когда не будет показано что-либо важное. Для решения этой проблемы на дисках которые поддерживают Pan&Scan ставится метка на изображении, которая определяет местоположение 4:3 окна. Местоположение может меняться, на каждой новой сцене. Таким образом, режиссёр может решать, какую часть изображения стоит показывать на 4:3.
30. Cтатьи и файлы
Декодирование:
DVD Rip. Часть 1. Кодируем MPEG-2 в MPEG-4
DVD Rip. Часть 2. "Smart Bitrate Control" - новый шаг в сжатии цифрового видео
DVD Rip. Часть 3. Описание Divx ver 4.0
DVD Rip. Часть 4. Звук в Divx:)
DVD Rip. Часть 5. Gordian Knot
Кодирование MPEG-4 в DivX 4.11
CloneCD - пора копировать диски
Методы защиты DVD дисков
Семейство форматов MPEG. Часть первая - MPEG-1.
Семейство форматов MPEG. Часть вторая - MPEG-2.
Программы:
DVD Genie
DVD RegionKiller
Zone Selector
DVD Decrypter
SmartRipper