Добавить в избранное | Сделать стартовой страницей

Большая Linux библиотека для пользователей OS Linux и ПО для нее
Есть что сказать? Нужен совет? Посети наш форум.




Метод борьбы со спамом

Проблемой борьбы со спамом сейчас озабочены все, как пользователи, так и поставщики услуг, вплоть до AOL и других крупнейших компаний. Майкрософт вообще обещает избавить нас всех от спама уже меньше чем через два года .

Очевидно, что правильнее всего бороться со спамом на стороне сервера, то есть SMTP релэя, а не на стороне клиента, настраивая фильтры в почтовом ридере. Выгода очевидна - экономия трафика и бОльшая точность работы в первом случае, чем во втором.

Наиболее распространенные и простые методы борьбы со спамом имеющиеся сегодня, вроде составления "черных" и "белых списков", являются негибкими. Черные списки легко обходятся сменой почтовых адресов и использованием альтернативных серверов, а белые списки не дают принимать почту с адресов, не разрешенных пользователем. Однако существует ряд более удачных техник с ипользованием блэк-листов, фильтрации по user-agentу и др. Применение специализированных пакетов типа spamassassin или spamoracle крайне рекомендуется и неоднократно описывалось. Результатом "озабоченности" проблемой, является возникновение все новых и новых аналитических методов борьбы со спамом. В нашей стране тоже не стоят на месте, убедится в этом можно на сайте http://www.antispam.ru/. А применение http://www.spamtest.ru/ позволяет однозначно выделять спам, и что самое приятное - переложить эту задачу на других .

Одним из таких перспективных методов является метод "серых списков", предложенный Эваном Гаррисом. Свое название метод получил из-за того, что он является промежуточным между методом черных и белых списков. Важным достоинством метода является то, что он почти не требует вмешательства пользователя и не отнимает больших ресурсов серверной системы. Не менее важно и то, что система практически не имеет ложных срабатываний.
Идея метода похожа на ряд уже имеющихся систем, которые направляют запросы неизвестным отправителям, требуя подтвердить намерение отправить письмо. Однако человек в этом процессе не участвует, и все взаимодействие происходит на уровне общения MTA-агентов. Почему это работает, как это работает, какие есть техники у спамеров, и как с ними справляется фильтр можно прочитать по ссылке http://projects.puremagic.com/greylisting/ Там-же можно взять сам фильтр и детали по его конфигурации. Создание фильтра для postfix сейчас в процессе, а в настоящий момент успешно эксплуатируется фильтр для sendmail.

Рассмотрим подробнее предлагаемую конфигурацию.
После установки фильтра, сервер выполняет следующую цепочку передачи данных:
sendmail - libmilter - perl_milter - perl - graylist_filter - perl_DBI - DBD_MySQL - MySQL и обратно. Причем, если принимается решение о необходимости доставки, могут срабатывать другие мильтер-фильтры, например антивирусная защита. Современные антивирусы для серверных MTA как правило сами имеют несколько простых антиспам-фильтров, типа reject для undisclosed recipient или mass sender. Не смотря на использование MySQL и сложной цепочки передачи данных от MTA к базе, нагрузка на систему и CPU очень невелика.

Оперирование производится триплетами - IP адрес релэя, @ сендера, @ рецепиента. Когда поступет новое(по триплету) для базы письмо, сервер говорит удаленной стороне TEMPFAIL в течение 58 минут. То-есть письмо не доходит. По прошествии этого времени, открывается 4-х часовое окно, в течение которого база ждет подтверждения триплета (повторной передачи письма).
Если триплет не подтверждается, запись удаляется из базы. То-есть наш сервер надо уговорить принять почту. Теоретически некто, посылающий напрямую (без релэя) на наш сервер почту раз в пять часов (или релэй с ETRN=5ч.), может никогда ее не доставить. Но такая ситуация почти невероятна, так-как релэи всегда делают ретрансмиссию по таймауту, а напрямую человек (спамер) устанет слать письма именно с такой периодичностью. Кроме того, фильтр имеет функции проверки почтового клиента в случае отправки напрямую. Даже если такая ситуация возникнет, есть белый список для ее обхода.
Если триплет подтверждается (resend or other mail), фильтр заносит триплет в белый список на 36 дней. Разумеется, все таймауты можно изменить на свое усмотрение.
Локальные сети прописываются в "пожизненный" белый список. Это означает, что наши клиенты могут спамить без проблем . То-есть почта, отправляемая от нас, никогда не будет задерживаться.
После запуска, база набирает валидные триплеты, по которым будут пропускаться задержки. По ним будут проходить в том числе и urgent-письма, не терпящие задержек. Очевидно, что врядли кто-то будет слать urgent и больше ничего раз в два месяца.

В качестве обоснования выбранных по умолчанию таймаутов можно назвать следующие причины:
Задержку в 58 минут не имеет смысла уменьшать потому-что:
    1) Час задержки не заметит большинство пользователей и ни один почтовый сервер. Для пользователей - это происходит только первый раз для триплета. Далее задержек не будет. Для серверов - инсталляции по умолчанию сконфигурированы таким образом, что делают попытки ретрансмиссии в течение 5-7 дней! О каком часе речь?
    2) Если релэй взломан, час необходим админу для обнаружения и решения этой проблемы. Если это сознательный спамерский открытый релей, час необходим чтобы кто-то занес его в блэклисты. Подчеркну, что graylisting не удаляет почту, а только задерживает ее. То есть, если спамер будет очень настойчивым, он таки "уговорит" наш MTA принимать спам. То-есть мы примем рано или поздно все, что нам послали, если оно будет посылаться с чего-то релэя вновь и вновь. Чтобы однозначно отвергать спам, сервер должен параллельно использовать другие техники, названные выше. Проще всего использовать проверку по блэклистам + антивирусную защиту. Ниже я приведу примерную конфигурацию блэклистов для sendmail.
    3) Задерживаемая почта может иметь разные envelops в случае listservers, поэтому часовая задержка является оптимальной для серверов подписок, т.к. это не критичная почта. Впрочем эта ситуация редка, subscribe.ru к ней не относится.
    4) Часовая задержка необходима, чтобы обломать спамерский софт который попытается обойти graylisting.
    5) Если ее снизить хотя-бы в два раза, эффективность защиты упадет, а особого толку не будет. Хотя надо признать, что основная защита осуществляется в первые минуты, так как у спамеров в основном действует принцип - "послал и забыл".
    6) Стандартная установка sendmail и других MTA подразумевает попытку ретрансмисии раз в час, иногда пол-часа. Обе этих ситуации являются подавляющим большинством в интернет. Поэтому за таймаут в 58 минут на второй раз почта пройдет. Спамерский софт или испуганный юзер может долбить и долбить. Час нужен чтобы охладить пыл.

Четырех-часовое окно определено опытным путем на основе шестимесячной эксплуатации фильтра и дебатов в списке рассылки на эту тему. Делать его бОльшим опасно, т.к. спамер может возобновлять активность через 5-8 часов, имитируя рабочий день. Делать его меньше - увеличится процент задерживаемой полезной почты.

36 дневный белый список гарантирует прохождение почты, которая идет один раз в месяц, с запасом. При этом удаляются старинные записи, что обеспечивает ротацию базы. Повторю, что пока почта по триплету идет, запись в базе обновляется и висит в белом списке без удаления. Удаляются только записи о том, что почта прошла по триплету пару раз и уже больше месяца не ходит, и устаревшие not whitelisted записи.

Анализ эффективности по результатам тестирования в течение 6 недель, приведенный в статье, утверждает, что было задержено только 4% полезной корреспонденции, не считая списков рассылок. Конечно, основная их масса приходится на начало формирования базы валидных триплетов, т.е. сразу после ее запуска. В течение некоторого короткого времени она начнет содержать только актуальные триплеты, и новые задержки будут происходить редко. Там-же приводятся очень впечатляющие цифры экономии трафика.

Можно по крону освобождаеть базу от expired records и оптимизировать ее. В процессе оптимизации создается копия рабочей таблицы. Если фильтр не запущен, сендмэил благополучно его не замечает. Если фильтр не видит MySQL, он _всем_ рассылает TEMPFAIL. Поэтому надо мониторить жизнедеятельность базы. Файл dbdef.sql не используется, однако он описывает структуру базы, некоторые интересные запросы к ней и процедуру добавления в белый лист. Добавлять в белый список следует в случае, когда клиент обратится с конкретной просьбой на конкретный релэй или почтовый адрес. Если он незнает чего хочет - можно разъяснить политику защиты от спама, предложить просто подождать, пообещать что такого больше не будет, сослаться на проблемы в сети , предложить не пользоваться нашим сервером, придумать другие варианты.

Наконец, чтобы добавить поддержку блэклистов в сэндмэил:
    1) добавляем следующие строки в sendmail.mc:

Лукапы баз по этим спискам (посмотреть-проверить хост), в порядке их следования в конфиге:

    http://www.dul.ru/cgi-bin/search.cgi(здесь можно почти никогда не проверять)
    http://mail-abuse.org/cgi-bin/lookup
    http://work-rss.mail-abuse.org/cgi-bin/nph-rss
    http://dsbl.org/listing.php
    http://ordb.org/lookup
    http://spamcop.net/bl.shtml

Ремувальные системы (удалить хост, если он нашелся в базе) в том-же порядке:
    1) Из DULа не удаляют, а скорее заносят. Это списки диалапных пулов провайдеров, и любое писльмо остановленное этим сервисом однозначно СПАМ, то-же касается DULа MAPSа.
    2) Вторая ссылка - черные списки MAPSа. Оттуда убрать сложно, но можно http://mail-abuse.org/rbl/removal.html
    3) Треттья - база открытых релеев MAPSa. Ремувалка (на 4-м шаге) - http://work-rss.mail-abuse.org/rss/howtofix.html
    4) DSBL удаляет за сутки после короткой переписки - http://dsbl.org/removalquery
    5) У русских (ORDB) этот срок чуть длиннее - http://ordb.org/removal.Но и система у них навороченная.
    6) У старого-доброго спамкопа вообще достаточно по ссылкам из письма покликать. И даже если ничего не делать, а просто заткнуть дырку, он сам убирает из базы адрес через 48 часов. Детально - http://spamcop.net/fom-serve/cache/298.html.В двух словах: по релеям используется ORDB (предыдущая ссылка), а по жалобам, когда их нет - 48 часов выдержки.

Фильтрацию на стороне клиента можно строить на уровне procmail и других фильтров, что также неоднократно описывалось, а также, к примеру, применяя распределенную базу razor. Использование razor показывает очень неплохие результаты. Детали по настройке, возможностям и конфигурации - http://razor.sourceforge.net/

Не забываем также о существовании административных мер при борьбе со спамом, которые могут применятся как против самих спамеров так и их сетей на стороне провайдера. Обычно при этом выясняют адрес relay-server из заголовка письма, далее делают whois на этот адрес, и связываются с провайдером спамера.
Код:
FEATURE(`dnsbl', `dul.ru', `550 Use mail relays of your ISP')dnl
FEATURE(`dnsbl', `dialups.mail-abuse.org',`550 Mail from $&{client_addr} rejected; see http://mail-abuse.org/dul/enduser.htm')dnl
FEATURE(`dnsbl', `blackholes.mail-abuse.org',`550 Mail from $&{client_addr} rejected; see http://mail-abuse.org/cgi-bin/lookup?$&{client_addr}')dnl
FEATURE(`dnsbl', `relays.mail-abuse.org',`550 Mail from $&{client_addr} rejected; see http://work-rss.mail-abuse.org/cgi-bin/nph-rss?$&{client_addr}')dnl
FEATURE(`dnsbl', `list.dsbl.org',`550 Mail from $&{client_addr} rejected; see http://dsbl.org/listing.php?$&{client_addr}')dnl
FEATURE(`dnsbl', `multihop.dsbl.org',`550 Mail from $&{client_addr} rejected; see http://dsbl.org/listing.php$&{client_addr}')dnl
FEATURE(`dnsbl', `unconfirmed.dsbl.org',`550 Mail from $&{client_addr} rejected; see http://dsbl.org/listing.php?$&{client_addr}')dnl
FEATURE(`dnsbl', `relays.ordb.org', `550 Rejected - see http://ordb.org/')dnl
FEATURE(`enhdnsbl', `bl.spamcop.net', `"Spam blocked see: http://spamcop.net/bl.shtml?"$&{client_addr}')dnl

2) говорим # m4 sendmail.mc >sendmail.cf
3) kill -s HUP `head -1 /var/run/sendmail/sendmail.pid`
4) вуаля, tail -f /var/log/maillog и смотрим как все крутится

Обсудить данную тему на нашем форуме "Все о Linux"